Гиперактивностью называют особое состояние нервной системы с резким преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения в центральной нервной системе ребенка, что проявляется трудно контролируемым, чрезмерно активным поведением ребенка, его неусидчивостью, сложностями в обучении, трудным поведением, сложным восприятием окружающего мира, общения со сверстниками или взрослыми людьми, родителями и родней. О гиперактивности как проблеме стоит говорить не ранее пяти-шести лет, ранее этот диагноз неправомочен из-за особенностей функционирования нервной системы.
Причины гиперактивности
Основные причины гиперактивности скрыты в минимальных поражениях центральной нервной системы, особенно в области лобных долей головного мозга. Эти поражения не органического характера, то есть, нет опухолей, кровоизлияний или кист, которые бы изменяли анатомию мозга. В области коры головного мозга имеются функциональные, обменные, минимальные гипоксические поражения, которые в результате приводят к нарушению регуляции произвольных действий в отношении контроля за поведением и за планомерностью и последовательностью действий человека. Как результат, это приводит к нарушению в сознательной психической деятельности, проблемам самоконтроля и поведения. Мозг просто не в силах вовремя тормозить активность двигательных и эмоциональных актов, что приводит к преобладанию процессов возбуждения в коре. Это выливается в двигательную расторможенность, чрезмерную шумность и эмоциональность. При этом, у ребенка нет четкой установки и мотивации в деятельности, нет возможности для концентрации.
Сегодня выделяется три основные теории, которые приводят к развитию гиперактивности:
- прежде всего, влияние наследственности, патологическая предрасположенность к гиперактивности,
- поражения головного мозга в процессе внутриутробного развития, тяжелые роды с травмами или гипоксией,
- психологические травмы в результате неправильного воспитания, проблемы с условиями быта и тяжелые отношения в семье.
Что такое гиперактивность.
Сегодня, в результате влияния многих внешних и внутренних факторов, детей с гиперактивностью стало больше, хотя развитие медицины накладывает также свой отпечаток на появление диагнозов. Гипердиагностика в неврологии встречается достаточно часто, в отношении функциональных заболеваний в особенности. По данным статистики до 20% школьников, так или иначе, хотя бы раз в жизни подозревались в гиперактивности, причем у мальчиков этот диагноз ставится чаще, в силу особенностей поведения и воспитания. Выявленная гиперактивность у детей в большинстве своем проходит по мере возраста, хотя у части детей она может оставаться и в подростковом и взрослом возрасте, определяя социально опасное поведение и поступки. Такие дети требуют особого подхода в воспитании, четкого контроля и коррекции.
Основные признаки гиперактивности стоит выделять не ранее шести лет, так как до этого возраста особенности работы и созревания нервной системы ребенка сами по себе определяют его живость и непоседливость. Хороший специалист всегда отвергнет диагноз гиперактивности у детей-дошкольников, так как тормозные процессы и возбудимость у них еще не уравновешены.
Признаки гиперактивности ребенка
Чтобы сделать выводы о наличии у ребенка гиперактивности, необходимо наличие целой совокупности симптомов, имеющихся у ребенка одновременно. Одной живости и шумности недостаточно, это просто обычные качества ребенка. Вообще, с диагнозом «гиперактивность» нужно быть осторожными, так как порой такие ярлыки навешивают специалисты, далекие от медицины – воспитатели садика, учителя школы, соседи, просто исходя из того, что ребенок ярко отличается от всех, он требует к себе больше внимания из-за холерического темперамента. Поэтому, о гиперактивности можно вести речь при наличии большинства из перечисленных ниже признаков:
- ребенок не в состоянии длительно сосредоточиться даже на любимых занятиях,
- ребенок слышит обращенные к нему слова, но не реагирует на них,
- ребенок рассеян, постоянно теряет свои вещи,
- старается избегать скучных заданий, где необходимо умственное сосредоточение и сидение неподвижно,
- с энтузиазмом берется за задания, но бросает их, не закончив до конца,
- испытывает трудности в организации игры, учебы или других видов деятельности,
- не сидит спокойно на месте, постоянно ерзает, дрыгается,
- говорлив или чрезмерно болтлив,
- постоянно бросает незаконченными свои собственные проекты и задания,
- но помнит важную информацию,
- постоянно беспокоен,
- имеет привычку не подчинения правилам игр, учебы, домашних дел,
- отвечает всегда, не дослушав вопроса, перебивает,
- не может стоять в очереди, не имеет на это терпения,
- постоянно движется, ребенка можно находить в разных местах на протяжении буквально минуты,
- постоянно прерывает собеседников, перебивает, влезает в чужие разговоры,
- у ребенка часто и резко меняется настроение,
- хочет постоянно, здесь и сейчас получать похвалы за успехи,
- имеет сильно разнящиеся оценки по разным предметам в школе от двоек до пятерок.
- хромает как успеваемость, так и поведение, родители – частые посетители школы.
При обнаружении хотя бы половины из этих признаков – проблема, скорее всего, есть, и нужно посетить врача-невролога, чтобы получить совет в отношении поведения и тактики лечения заболевания.
Лечение гиперактивности, возможная диета.
Лечение гиперактивности в основном, немедикаментозное. Применяют методы психотерапии и поведенческой терапии, работу с семьей, физиотерапию и диетическую коррекцию. По данным ученых у части гиперактивных детей нарушен метаболизм глюкозы, и приступами гиперактивности они проявляют резкое повышение уровня глюкозы. У таких детей основу питания должны составлять не сладости и сахар, а сложные углеводы – каши, крупы, богатые крахмалом, а вот сладости и сахар стоит ограничить. Полезны фрукты и овощи, богатые витаминами, обогащение диеты магнием, печень, молоко, рыба и орехи. Обязательно в питании должно быть мясо, как источник полноценного белка. Такие дети часто склонны к аллергии, из их питания необходимо исключать всю пищевую «химию» — ароматизаторы, подсластители, красители и т.д.
Одним из этапов лечения будет строгое расписание дня и учебы, следование жесткой дисциплине, достаточное пребывание на воздухе и обязательно физические занятия для выхода «лишней» энергии, которая копится у ребенка и не дает ему покоя.
Важно проведение психотерапии и коррекции поведения, работа с психологом, особым педагогом, которые поможет вам разработать методику занятий с таким ребенком. Иногда применимы медикаментозные препараты – корректоры вегетатики, седативные средства, успокоительные фитосборы.
В любом случае, роль семьи в коррекции гиперактивности играет ведущую роль, и только каждодневные занятия и терпение родителей могут привести к явным сдвигам.